ASTRA
галерея современного искусства
ASTRA
Open callДо 60 000ХудожникиStatementCollaboration
ASTRA
EN            
Конференция Deloitte Art & Finance 2020. Алина Крюкова: «Надеюсь, что Ассоциация галерей повлияет на наши результаты на международном рынке»

25.11.2020

Конференция Deloitte Art & Finance 2020. Алина Крюкова: «Надеюсь, что Ассоциация галерей повлияет на наши результаты на международном рынке»

Продолжаем делиться выступлениями участников панели, организованной «Делойт», СНГ в рамках ежегодной глобальной конференции Deloitte Art & Finance 2020, проходящей в эти дни в режиме онлайн. Одним из самых запоминающихся выступлений была речь основательницы галереи a-s-t-r-a Алины Крюковой.

В отсутствие официальной статистики первичный российский рынок искусства представляет собой понятие неопределенное, поэтому мне придется оперировать весьма условными цифрами. Сейчас в РФ насчитывается около 300 галерей. Из этого числа лишь 30–40 занимаются современным искусством, а из них не более десяти как минимум раз в год участвуют в международных арт-ярмарках.

Зарубежным слушателям панели, равно как и зарубежным коллекционерам, из современных российских художников известны, скорее всего, не более 10 авторов, имена которых звучат на международных арт-мероприятиях и на вторичном рынке: Булатов, Кабаковы, Пепперштейн, AES+F, Recycled Group и некоторые другие. Это крайне мало и совершенно не отражает ситуацию в отечественном современном искусстве.

Российских галерей наши коллеги знают еще меньше, да и то в основном по личным связям. А причина проста: в последний раз российская галерея участвовала в самой престижной мировой ярмарке Art Basel еще в 2012 году. Вдумайтесь: за восемь лет ни одна из галерей РФ не была представлена на главной площадке первичного арт-рынка! Тем не менее в самой России в те же годы многократно возросло количество круглых столов на тему: «Что же мы делам не так?».

Таким образом, не зная ни современных авторов, ни галерей, представляющих современное искусство, западные коллеги не видят в творческой России способности продуцировать современные смыслы. Обсуждение этой проблемы — тема отдельной панельной дискуссии.

Иностранные эксперты говорят об отсутствии в РФ полноценного первичного рынка современного искусства и соответственно сильных игроков на нем — галерей и арт- дилеров.

Основные проблемы нашего первичного арт-рынка видятся такими:

1. Нет понятных, прозрачных правил игры, которые уже установлены на международном рынке и приемлемы для совершения сделок купли-продажи иностранными коллекционерами.

2. Нет четких и понятных правовых положений, регулирующих ввоз/вывоз предметов современного искусства.

3. Государство не поддерживает деятельность участников арт-рынка.

4. Не сформирован кодекс профессиональной этики.

5. У галерей часто нет возможностей (и финансовых в том числе) представлять значимую художественную программу — через привлечение зарубежных кураторов и взаимодействие с институциями и, следовательно, быть включёнными в информационную среду на постоянной основе.

6. Ни одна из галерей не имеет постоянного долгосрочного опыта взаимодействия с международными арт-СМИ.

7. Объем российского рынка настолько мал, что участие в международных ярмарках является стратегией, часто сопоставимой с задачей выживания галереи, поскольку баланс расходов и потенциальных доходов всегда не в пользу последних. Это игра затратная, ведь для того, чтобы привлечь внимание и заслужить репутацию, недостаточно разового участия: это должно быть постоянное присутствие на рынке, на который ты вышел однажды.

Таким образом, иностранный коллекционер либо вообще не знает игроков нашего первичного рынка, либо не хочет приобретать работы у галерей, присутствующих на иностранных ярмарках среднего звена.

Я не говорю, что этого всего совсем нет в современной России, и одним из примеров здесь может выступить галерея Osnova, которая единственная в этом году и первая за продолжительное время участвует в ярмарках Liste и Frieze. Или галерея Fragment, которые целенаправленно и успешно взаимодействуют с международными художниками, кураторами и галереями.

Коллекционеры, как правило, не покупают у галереи в первые два-три года ее присутствия на ярмарке — они присматриваются и оценивают стратегию галереи, смотрят на то, как происходит продвижение художника на новый рынок. И здесь лежит еще одна системная проблема: многие галереи не занимаются продвижением и выстраиванием карьеры художника путем его включения в практики кураторских проектов, грантов, резиденций, институциональных выставок или выпуска печатных каталогов и книг. К сожалению, никто не готов сделать первый шаг: галереи понимают, что, вложив деньги в художника, на местном рынке они их не вернут (мало коллекционеров), а коллекционеры не готовы расширять свои собрания малоизвестными именами, за которыми не стоит галерейное лобби. Надо дополнить, что наши российские коллекционеры или соотечественники, живущие вне России, которые могли бы поддерживать российский рынок и делать главные инвестиции в российское искусство, приезжая на международные ярмарки, не покупают современное российское искусство, а предпочитают приобретать уже раскрученные имена западных авторов. Причины были названы выше.

Как только кто-то соберется с силами и сделает первый шаг — начнется движение и с другой стороны. Но для этого необходимо, чтобы все галереи действовали сообща — именно этой цели отвечает инициатива Софьи Троценко («Винзавод») и старейших галерей России, таких как XL Gallery, Триумф, pop/off/art gallery, 11.12, InArt Gallery, по созданию Ассоциации галерей России.

На днях Ассоциация галерей начала работать. Я надеюсь, что это приведет к серьезным изменениям и повлияет на наши результаты на международном рынке. Уверена, что объединение галеристов, во-первых, поможет инициировать и ускорить изменения в правовом регулировании положений, затрудняющих нашу работу, а во- вторых, будет способствовать кооперации для снижения затрат на международную деятельность — от расходов на перевозки и хранение произведений на территории стран присутствия, до сотрудничества с международными галереями, институциями, кураторами и прессой.

Какие первые решения я хотела бы инициировать для рассмотрения:

1. Меры государственной поддержки должны стать реальным инструментом развития рынка. Сейчас мы в самом начале этого пути. Пока большинство галерей сталкиваются с бюрократической волокитой и препятствиями, которые затрудняют им доступ к помощи от государства, которая недавно была запущена от Правительства Москвы, но это вопрос диалога и дальнейшего взаимодействия. Здесь крайне важно объединение всех действующих лиц рынка для выработки работающих решений. И доступ к такой поддержке должен быть открыт не только для московских галерей, но также и для региональных игроков.

2. Необходимо инициировать в профессиональной среде разработку выставочного плана и концепта продвижения современного российского искусства, пригласив к взаимодействию структуры МИДа, чтобы принадлежащие РФ площадки на территории других стран, так же как и доступные каналы пиара и поддержки в СМИ, стали бы звеном работающего процесса распространения российского искусства во всех частях мира.

Могу привести потрясающий пример — карьера Адриана Гени, который за 10 лет из молодого румынского художника стал одним из звезд молодого поколения и продается сегодня за миллионы долларов, будучи представленным крупнейшими мировыми галереями. Это значит, что международный рынок готов принимать художников из Восточной Европы. Но при этом, в отличие от России, и Румыния, и Польша, и Эстония представлены своими галереями на ярмарке Art Basel.

Хотела бы отметить и успешный опыт зарубежных партнеров в продвижении нашего современного искусства — в частности, компанию iPureLand, созданную Анной Евтюгиной, которая помогает российским галереям найти гранты для участия в ярмарках, а художникам — в резиденциях и выставочных проектах. Доступ к этой программе поддержки для многих российских галерей, включая мою галерею a-s-t-r-a, стал возможен благодаря инициативе Елены Белоголовой и Надежды Зиновской, основательниц Cube.Moscow, галереи-резиденты которого получали до 50 % субсидий стоимости стенда и приняли за год участие в 8 международных офлайн-ярмарках (Untitled San Francisco, NADA Miami, Loop Barcelona, Sunday London, CADAF Miami, Enter, Spring/Break NY, Volta NY) и 3 онлайн-ярмарках (Fair by Nada, Virtual Volta, CADAF Online, Liste).

3. Последнее, но, на мой взгляд, самое важное, что в самое ближайшее время необходимо инициировать, коллегиально разработать и принять всеми игроками арт- рынка, — это кодекс профессиональной этики, который станет основой для повышения прозрачности рынка и, как следствие, фактором роста рынка и его привлекательности для большего количества новых иностранных и российских коллекционеров.

Прозрачность возможна только тогда, когда она поддержана всеми членами сообщества — и пониманием того, какая ответственность наступает, когда эти правила нарушаются. Сегодня, когда Россия внутренне готова к тому, чтобы перестать быть для внешнего мира страной медведя в кокошнике, к этому вызову должны быть готовы и мы сами: не только декларируя свою открытость к реальной совместной кооперации, но и неукоснительно следуя ей.

 

Перейти в источник: https://artinvestment.ru/invest/events/20201102_kryukova.html 

Купить в 1 клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями Публичной оферты и Политики конфиденциальности.