ASTRA
галерея современного искусства
ASTRA
Open callДо 60 000ХудожникиStatementCollaboration
ASTRA
EN            

Зомби формализм

Oscar Murillo, Untitled (Drawings off the wall), 2011

Термин зомби формализм (Zombie Formalism) возник пять лет назад в статье критика Уолтера Робинсона «Спекуляция и всплеск зомби-формализма». Он обозначает банальные работы, штампуемые художниками, чьи интересы продиктованы рыночной модой.

Когда на арт-рынке возникает ажиотаж вокруг тех или иных явлений, художники начинают воспроизводить эстетику востребованных работ без внимания к главному: концепции, творческому методу, проблематике.

Так, для многочисленных абстракций, наводнивших галереи Нью Йорка за последние десять лет, критик Джерри Зальц придумал термин, «crapstration», имея ввиду, что они созданы для быстрого заработка. Зомби формализм отчасти напоминает попсу нулевых – одинаковые мотивы и мелодии – торжество скуки и банальности.

Это аполитичное искусство, в котором все продиктовано экономикой. В России, в связи с особенностями потребления искусства, тут возник феномен «интерьерности». «Интерьерные» работы – наследники салонной живописи, созданной только для украшения стен. Иногда, впрочем, даже хорошие художники, становясь признанными и популярными, впадают в зомби формализм, однообразие их работ связано с ожиданиями рынка. Зомби формализм – это уже не искусство, а скорее – особая валюта, которой художник и различные институции обмениваются друг с другом. Если говорить об искусстве, которое не способно жить вне стен галерей, выставок и биеннале (видеоарт, перфоманс, инсталляция), то тут выступает в силу феномен «фестивальности» - многие произведения созданы «под формат».

Зомби формализм, вне зависимости от медиа, к которому обращается художник, – это синоним рыночного конформизма и эстетической вторичности. В искусстве, как и в экономике существуют инфляция и перепроизводство, которые несут только обесценивание и потерю качества.

Lucien Smith, Две стороны одной монеты (2012), проданные на лондонском аукционе Sotheby's в феврале 2014 года за 372 000 долл. США против эстимейта 66 000–99 000 долл. США. Изображение предоставлено Sotheby's.

Teo Klein-Velderman, TSSANP, 2017

Margaret Thompson, Breaking Bad, 2014

Купить в 1 клик
Настоящим подтверждаю, что я ознакомлен и согласен с условиями Публичной оферты и Политики конфиденциальности.